РАННЯЯ ПОМОЩЬ
На базе М АУ КЦСОН «Тавда» начал свою деятельность Кабинет ранней помощи для семей с детьми, в возрасте от рождения до трех лет, имеющими особенности в развитии или отклонения в поведении, а также семей группы риска.
Основная цель работы Кабинета – содействие оптимальному развитию и формированию физического, психического здоровья и благополучия детей, имеющих особенности в развитии или поведении, а также повышение уровня компетентности родителей по вопросам развития и воспитания таких детей.
Главным принципом работы Кабинета ранней помощи является индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:
- дети, имеющие статус «ребенок-инвалид»;
- дети, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено наличие нарушений функций организма или заболевания(й), приводящих к задержке развития;
- дети, воспитывающиеся в государственных (муниципальных), казенных учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые выявлены органами социальной защиты населения;
- дети, которые со слов родителей (законных представителей), имеют задержку развития и (или) отклонения в поведении.
ЧТО ДАЕТ КАБИНЕТ РАННЕЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ?
- вы сможете приобрести новые знания по вопросам воспитания и развития ребенка, применять их в повседневной жизни вашей семьи;
- научитесь адаптировать домашние условия к потребностям и возможностям ребенка в соответствии с особенностями его развития;
- почувствуете себя уверенней в общении и воспитании своего ребенка;
- научитесь находить выход из стрессовых ситуаций, связанных с воспитанием своего ребенка.
ЧТО ДАЕТ КАБИНЕТ РАННЕЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ?
- поможем развить имеющиеся навыки и приобрести новые, постоянно необходимые в повседневной жизни;
- научим активней общаться, лучше контактировать с родителями и окружающими людьми;
- будем помогать планомерно и всесторонне развиваться и учиться всему новому и интересному.
КОМАНДА СПЕЦИАЛИСТОВ:
- психолог;
- специалист по коррекции речи;
- специалист по реабилитации;
- специалист по АФК.
В Кабинете ранней помощи все специалисты работают единой командой, осуществляя междисциплинарный подход.
Родители тоже являются членами команды специалистов, их присутствие на всех занятиях обязательно.
Для получения услуг ранней помощи родителю (законному представителю) ребенка необходимо обратиться в Службу социализации и реабилитации лично по адресу: с. Нижняя Тавда ул. 8 Марта д.3А, кабинет №3 или по телефону: 8(34533) 2-41-46.
Руководитель Службы социализации и реабилитации: Смородина Надежда Владимировна.
НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя);
- документ, подтверждающий законное представительство интересов ребенка (доверенность на представление интересов ребенка, выданная организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
- свидетельство о рождении ребенка;
- выписка из истории развития ребенка (форма 112/у) (при наличии);
- направление ребёнка в организацию, предоставляющую услуги по ранней помощи по форме, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 11.08.2021 № 474-п «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям и их родителям (законным представителям) в Тюменской области» (при наличии);
- справка об инвалидности ребенка (при наличии);
- индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (при наличии).
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ
Скрининг-анкетирование по шкале RCDI-2000/KID-R
Первым этапом в предоставлении услуг ранней помощи является проведение оценки развития всесторонних навыков ребенка. Для этого родителям необходимо заполнить опросник-анкету по каждодневным наблюдениям за своим малышом. Для диагностики развития детей возрасте от 0 до 16 месяцев используется диагностическая шкала KID-R; в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет - RCDI-2000. При необходимости оцениваются навыки ребенка по обеим диагностикам. Специалист Кабинета обрабатывает опросник в специальной программе и получает развернутый результат уровня развития ребенка по нескольким областям.
Первичный прием
Семье назначается первичный прием, который проводят 2 специалиста. Задача первичного приема – определить примерные направления программы помощи семье, области развития, в которых необходимо проведение углубленной оценки для дальнейшей работы. Обязательно ведется видеосъёмка процедуры первичного приема (для сбора дополнительной информации о развитии ребенка). После первичного приема проводится заседание междисциплинарного консилиума с участием всех специалистов Кабинета ранней помощи, по итогам которого принимается решение о нуждаемости ребенка и его семьи в услугах ранней помощи с разработкой индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) или без нее, либо родителям даются общие рекомендации для самостоятельного использования.
Краткосрочное или пролонгированное консультирование
В случае выявления проблем функционирования ребенка, которые могут быть решены при условии предоставления краткосрочных услуг, родителю предлагаются такие услуги без составления программы.
Если нуждаемость в услугах ранней помощи не выявлена, но ребенок находится в группе риска, семье предлагается пролонгированное консультирование в период не более 1 года в пределах 10 консультаций.
Проведение оценочных процедур
С целью разработки ИПРП в отношении ребёнка и его семьи проводятся оценочные процедуры для выявления четких параметров, на которые необходимо ориентироваться при составлении индивидуальной программы семье и ребенку. Изучается поведение ребенка в ежедневных жизненных ситуациях. Для этого специалисты проводят интервью с одним из родителей ребенка «Типичный день», а родители в домашних условиях заполняют опросник-анкету «Оценка поведения ребенка в ЕЖС». По областям, в которых имеется отставание в развитии, узкие специалисты проводят углубленную оценку по современным методикам.
Составление индивидуальной программы (ИПРП)
По результатам первичного приема, оценочных процедур, результатов опросников RCDI/KID определяются специалисты, которые будут сопровождать семью с ребенком. Составляется программа сроком на 6 месяцев, в которой четко формируются функциональные цели, в результате достижения которых планируется получение конкретных результатов (развитие конкретных навыков и умений). Выбираются формы работ: индивидуальная или групповая.
Оказание услуг ранней помощи в рамках программы
Родители с ребенком регулярно приезжают в Кабинет на занятия, согласно установленному графику. При необходимости может быть организовано домашнее визитирование или занятия в дистанционной форме. Предоставление услуг ранней помощи происходит в типичных повседневных активностях ребенка, что увеличивает количество возможностей для его обучения.
Мониторинг достижений ребенка
Каждые три месяца проводится промежуточная оценка выполнения программы ранней помощи. При необходимости в программу вносятся корректировки, могут быть подключены другие специалисты. После завершения ИПРП проводится итоговая оценка выполнения программы с использованием тех же методов и методик, что и при её составлении. При необходимости программа может быть пролонгирована.
Договор на оказание услуг по ранней помощи Согласие на видео и фотоАнкета оценки развития ребенка до 16 месяцев
Анкета оценки развития ребенка от 14 мес. до 3.5 лет
Инструкция для родителей по заполнению анкеты до 16 месяцев
Инструкция для родителей по заполнению анкеты от 14 мес. до 3,5 лет