Памятка для родителей по профилактике суицида
Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни. Он может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями. Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
• переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
• действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
• переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
• чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
• боязнь позора, насмешек или унижения;
• страх наказания, нежелание извиниться;
• любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
• чувство мести, злобы, протеста;
• угроза или вымогательство;
• желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
• сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
• утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
• пренебрежение собственным видом, неряшливость;
• появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
• резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
• внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
• плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
• склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
• проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
• безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
• стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
• самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
• шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Важно соблюдать следующие правила:
• будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
• будьте терпеливы;
• не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «Пойди и сделай это»;
• не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;
• не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;
• делайте все от вас зависящее.
И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!